Ориентация в цифровых системах
способность быстро и качественно разбираться в новых программах, интерфейсах и цифровых инструментах

Ориентация в цифровых системах как компетенция наиболее независима от любой иной своего блока. Компетенция направлена на умение разбираться, навигироваться и просто пользоваться различными системами учета, аккумуляции, сведения, хранения и анализа данных. Подобная компетенция часто развивается сразу в общей массе населения и связана часто с массовой цифровизацией, популяризацией IT-продуктов, или, например, переходом на новое ПО.

При этом, это не значит, что, проведя исследование, замерив компетенцию у людей 19-го века вы бы не нашли ее представителей. Дело в том, что ориентация в цифровых системах показывает умение включаться в новые системы, быстро и глубоко разбираться и работать с ними. Во времена до цифровизации такими цифровые системы могли быть, например, книги учета. Сейчас, это может быть, например, софт 1С. Вы могли встретить, или сами сталкиваться с ситуацией, что вам тяжело понять новую систему, на которую переходит компания, или, например, вы долго не можете разобраться в том, где лежит привычный для вас отчет - это все отзвуки компетенции ориентация в цифровых системах.

Если же вы знаете, что в самые разные новые системы вас не пугают, а, наоборот, привлекают, предлагая разобраться в них и вы без труда углубляетесь, изучаете и можете ориентироваться в них - значит что компетенция вам хорошо знакома. Компетенции - подвижные качества личности, однако, даже если вы через кровь и боль научились выполнять необходимые для работы отчеты в установленной системе и спокойно рассказываете о них коллегам - это не значит, что вы прокачали компетенцию до высоких значений. Попробуйте перейти на новую систему и замерьте: получается ли у вас без лишних сложностей адаптироваться в ней? Если нет - то компетенцию еще можно улучшать, однако, методы, скорее всего, будут схожие.
Закажите разработку модели компетенций прямо сейчас
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности

Максимальные пересечения

Логично предположить, что компетенция, которая связана с системами обработки информации часто встречается вместе с компетенцией Работа с данными. Данные, особенно в современном мире, часто могут находиться в определенной цифровой системе и для того, чтобы выполнять работу с ними, могут понадобиться обе компетенции. Однако, они не взаимоисключающие. Вы можете разбираться в данных, знать и понимать логику взаимодействия с ними, однако, предложенные компанией и инновационными тенденциями подходы могут не соответствовать вашему развитию компетенции по ориентации в цифровых системах и вам будет комфортнее работать с данными в более “привычном” русле, выгружая их, например.

Информационная гибкость - тоже компетенция, которую можно заметить в связке с ориентацией в цифровых системах. Гибкость во многом и проявляется в том, чтобы адаптироваться в системах, понимать их логику и быстро адаптироваться в том, как должны с ними работать. Однако, так как любая компетенция тренируема и отвечает за свой фокус работы, компетенция ориентация в цифровых системах направлена на то, чтобы использовать системы для своей задачи и необходимости. В случае, если информационная гибкость для вас совершенно не знакома и вы более консервативного устройства человек - вы все равно можете быть с высоким уровнем ориентации, так как, за счет работы в системах, у вас сформировались навыки взаимодействия и потому, например, вынужденное соприкосновение, или переход на новые базы данных для вас не будут пугающим фактором.

Минимальные пересечения

В то же время, для сотрудников, которые часто вынуждены проявлять свою ориентацию в цифровых системах, наименее редко будут встречаться компетенции, которые стимулируют изменения: личного характера, или структурного. Управление изменениями, а также Самоактуализация - наиболее редкие пересечения. Не смотря на то, что сотрудники с ориентацией в цифровых системах должны хорошо ориентироваться с изменениями, это не значит, что ситуация изменений должна их привлекать. Это вынужденное поведение - умение адаптироваться. Гораздо в большей степени такие сотрудники будут привержены к стабильным системам, результат от которых можно получить гораздо быстрее только за счет отсутствия необходимости справляться с изменениями.

Хорошее понимание своей работы и обязанностей - важные качества сотрудника и они часто свойственны для тех, у кого развита ориентация в цифровых системах. Поэтому изменения для них более несвойственны в ходе работы, слабое управление изменениями и отсутствие запроса на самоактуализацию - нормальные процессы для такого сотрудника. Тем не менее, сотрудникам часто необходима информационная гибкость. Изменения в данных, аналитике, новые вводные - то, с чем часто приходится сталкиваться данному профилю, однако, изменения по процессу не стимулируют изменения характера работ.

Наиболее схожие компетенции

Больше всего перепутать ориентацию в цифровых системах можно, наверное, с компетенцией Сбор и анализ данных, а также Информационной гибкостью, о которой уже было выше. Что касается компетенции САТ, ориентация в цифровых системах отвечает за инструментальную подготовку сотрудника, его адаптивность к технологиям сбора, анализа и организации данных, к которым требования из компетенций САТ также относятся.

В описании компетенции по сбору и анализу требований мы прописывали, что ключевой момент работы с этой компетенцией - выстраивание логики по принятию внешнего запроса. Для такой роли могут использоваться цифровые системы, например опросники, бланки и подобные материалы. Однако, это не обязательные условия. Также активно могут применяться методы интервью, фокус-групп или, говоря менее формализовано - просто вопросы для клиента/заказчика.

Развитие компетенции

В современном мире, когда постоянно появляются и совершенствуются технологии, призванные улучшать процессы, возможность развить компетенцию по ориентации в цифровых системах, как будто бы, становится все легче. Можете выбрать любое увлечение, требующее инновационных технологий, например, монтаж видео, или обработку фотографий. А дальше вы можете пробовать разные программы, не обязательно связанные с ИИ, которые могли бы дать вам новый опыт работы, таким образом, работая в программах, компетенция будет прокачиваться.

Научные публикации о компетенции

  • Ferrari, A. (2013). DIGCOMP: A Framework for Developing and Understanding Digital Competence. European Commission.
  • Ng, W. (2012). Can we teach digital natives digital literacy? Computers & Education.
  • Compeau, D. R., & Higgins, C. A. (1995). Computer self-efficacy: Development of a measure. MIS Quarterly.
подберите свой инструмент для развития или оценки компетенции:
Made on
Tilda