Анализ
умение глубоко работать с информацией: выделять проблему, собирать факты, выявлять скрытые связи и делать обоснованные выводы

Компетенция “Анализ” является одной из ведущих для своего блока. Анализ отвечает за то, чтобы глубже понимать, погружаться и вникать в самые разные события и процессы. Сотрудники, которые активно используют компетенцию анализа - стремятся разбираться и углубляться в свои рабочие и бытовые дела. Неизвестность для них - это вызов разобраться и изучить что-то новое, в то время как для других это повод остановиться и знак “наилучшим” образом проработать имеющиеся ресурсы и процессы прежде чем приступать к новым.

Сотрудники, способные к глубокому анализу, не обязательно обладают какими-то яркими заметными чертами поведения. Анализ - внутренний процесс личности, направленный на оптимизацию, углубление, или получение новой информации в рамках описываемой реальности. Так как это внутренний процесс - без возможности проведения интервью, или особых упражнений, понять, развита ли данная компетенция у личности - крайне проблематично.

Анализ может быть как в отношении рабочей/профессиональной практики - так и в отношении отдельных элементов работы/деятельности, а также других людей, обществ и себя самих. Самоанализ - важный и качественный процесс личности, который также является частью общей компетенции “Анализ”. Так, например, анализ помогает работе самоактуализации, не смотря на то, что их пересечения не являются одними из самых популярных.
Закажите разработку модели компетенций прямо сейчас
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности

Максимальные пересечения

Для анализа одними из самых популярных связей будут пересечения с компетенциями Ориентация на качество и Управление процессами. Также есть некоторые общие задачи с компетенцией Аналитическое мышление, однако далее мы подробнее рассмотрим ее в контексте отличий друг от друга, поэтому сейчас проведем анализ, как именно работают пересечения и почему компетенции часто можно встретить в рамках схожих задач.

Управление процессами может работать совместно с анализом, так как компетенция анализа здесь помогает больше разобраться и углубиться в изучение процесса, чтобы понять, как можно их улучшать и управлять наиболее эффективно. В отличие от аналитического мышления, анализ может оказаться полезнее для управления процессами, так как выделяет своим фокусом не поиск возможных связей, а углубление в отдельные специфические вопросы рабочей практики.

Совместно с ориентацией на качество анализ проводит изучение процессов с точки зрения соответствия стандартам и для установления подобных стандартов. Анализ может помочь выстроить и оценить измеримость таких вещей, как KPI, а также посчитать метрики оценки эффективности. Вопросы соответствия стандарту, или причин несоответствия часто может находиться на пересечениях этих двух компетенций.

Минимальные пересечения

Наверное, из-за того, что ключевой вопрос компетенции строится на умении заглянуть в глубь отдельного явления, то компетенции, связанные с альтернативным мышлением являются наименее часто встречающимися вместе. Так Креативность и Творческое мышление редко можно встретить на одном спектре модели компетенций вместе с анализом. Для анализа характерна глубина, выдержанность и некоторая сфокусированность деятельности, для компетенций гибкого мышления и творческого формата взаимодействия с окружающим миром подобное может оказаться лишним.

Креативность можно встретить вместе с элементами системного мышления, однако, чаще это происходит с компетенцией Аналитическое мышление, где креативность помогает глубже и детальнее разобраться во взаимосвязях процессов. Также креативность может встречаться с компетенцией Сбор и анализ требований, так как это, не смотря на связь с анализом, больше направлено на возможность разработки альтернативных подходов и взглядов для совершенствования. В то же время углубление в специфичную тему без необходимости проработки большого количества альтернативных сценариев может делать креативность несколько мешающей компетенцией для анализа.

Наиболее схожие компетенции

Сбор и анализ требований, а также Аналитическое мышление могут быть спутаны с компетенцией Анализ, но за счет наличия некоторых отличий в процессах и областей применения компетенции подменяют по смыслу друг друга. Сбор и анализ требований - компетенция, которая находится в большей направленности на работу с заказчиком или бизнес-процессом, создающим требования к изменениям/улучшениям производственной и продуктовой действительности.

Аналитическое мышление, как компетенция, больше направлена на поиск взаимосвязей, детализированную аналитику данных и процессов для достижения определенных бизнес-задач. Анализ может помогать аналитическому мышлению глубже взглянуть в тему отдельного процесса и его разбора, однако, так как это часто разрозненные задачи - в рамках одних задач эти компетенции пересекаются реже, чем в одной модели компетенций.

Развитие компетенции

Если вы бы хотели глубже научиться компетенции анализ для своих личных, или бизнес-задач, вы можете проделать следующее упражнение. Возьмите один процесс, о котором вы, например, ничего не знаете, но, в некотором смысле, он вам привлекателен. Например, вы никогда не играли в шахматы, но сама тема была в некотором смысле для вас интересна. Задача для вас: ставить самому себе таймер и 10 минут в день “изучать” эту тему. В конце недели выписывайте в отдельный файл, какие новые знания о процессе вы получили. Минимально должно получаться 5 записей. В начале будет получаться легко, однако, чем глубже вы будете погружаться в определенную тему - тем более трудно станет находить новое. Однако, азарт того, что это длится не первую неделю и ощущение успеха может способствовать развивать компетенцию анализ.

Научные публикации о компетенции

  • Craik, F. I. M., & Lockhart, R. S. (1972). Levels of processing: A framework for memory research. Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior.
  • Kahneman, D., & Tversky, A. (1979). Prospect theory. Econometrica.
  • Simon, H. A. (1996). The Sciences of the Artificial.
подберите свой инструмент для развития или оценки компетенции:
Made on
Tilda