Управление процессами
построение, поддержание и улучшение стабильно повторяющихся систем работы, обеспечение эффективности, воспроизводимости и соответствия бизнес-целям

Управление процессами (или управление системами) как и управление проектами не связано напрямую с наименованием должности. Процесс - формат взаимодействия внутри бизнеса по систематической реализации определенной задачи. Может показаться, что процессы - все, что окружает нас в рамках компании. Во-многом это действительно так. К процессам относится как и задача по мытью полов - так и обработка входящих обращений клиентов; планирование сетки вещания телеканала на месяц - и организация ежедневной отгрузки в порту; поставка продуктов по сформированному маршруту - и обучение детей в школе. Альтернатива процессу - проект, когда все заточено на результат в моменте. Процессы могут включать проекты и наоборот.

Может показаться, что, управление процессами должна быть самой распространенной и простой компетенцией. То же самое можно было бы сказать о компетенции Сензитивность, Анализ, или Речь. И, как и в иных вариантах, нам нужно понять, так ли это. Ответ кроется в названии: управление процессами и работа в рамках процесса - разные сущности. Управление процессом - возможность оказывать влияние на процесс, совершенствовать, развивать, передавать опыт существования и эффективной работы в процессе. Существовать в рамках проекта и не обладать управленческой компетенцией - вполне нормальное состояние.

При этом, если, например, взять один из самых “простых” процессов, которым всех пугали в детстве - подметание улиц и поставить туда человека с сильной компетенцией по управлению процессами - через месяц у вас будут самые чистые улицы за время, быстрее, чем подметался квартал. Управлять процессами можно без включения других людей в принципе и полностью самостоятельно, однако, включение других людей было бы не лишним для передачи опыта и масштабирования. Управление процессами - некоторая заточенность на эффективность, поиск возможностей по созданию стабильной рабочей единицы, выполняющей заданные рабочие задачи с ориентацией на повторяемость.
Закажите разработку модели компетенций прямо сейчас
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности

Максимальные пересечения

Наиболее часто, как и с компетенцией Управление проектами, часто встречается компетенция Планирования. Планирование - важная компетенция независимо от того, чем именно мы хотим управлять: проектами, или системами. В обоих случаях важно понимать свои возможности, ограничения и просчитывать маневры на несколько шагов вперед. За это и отвечает планирование. Разумеется, можно действовать и без него, полагаясь на автоматизм и некоторое понимание дела и своих возможностей.

В том же статусе находится компетенция Работа с данными. С помощью нее производится оцифровка, фиксация и измеримость большинства процессов. При этом, как уже было упомянуто, процессы могут включать в себя другие процессы. Когда три компетенции: работа с данными, управление процессами и планирование присутствуют вместе - тогда у сотрудника есть хорошие шансы эффективно выполнять задачи, завязанные на системы проектов, так как он сможет оценивать их взаимосвязи, фокусироваться на логике каждого отдельного проекта и принимать стратегические решения. Там, например, может начинаться компетенция Формирование стратегий и концепций.

Минимальные пересечения

Может показаться, что сотруднику, который во многом основан на том, чтобы управлять проектами, будет наименее эффективна компетенция Исполнительная дисциплина. Однако, нет, процессы (в отличие от проектов) более стабильная сущность. Сотрудники, приверженные управлять процессом, или иной “личной” вотчиной все равно могут оставаться в рамках большой системы, где четкость и системность будут особенно позитивно восприняты. Среди минимальных пересечений с компетенцией управление процессами главным образом находятся персоналистские: Креативность и Самоактуализация.

Креативность - компетенция, которая говорит о неустанном стремлении развития, порой без ориентации на бизнес-реалии может быть актуальна для проектов, или при выстраивании системы на начальном этапе. Системный процесс же не так расположен к тому, чтобы претерпевать регулярные изменения, улучшения и тем более ему не свойственно работать с тем, чтобы действовать без необходимости фокусироваться на бизнес-задачах. Самоактуализация же, во многом, действует как управление процессами, но в самостоятельном ритме: развитие, оптимизация, фокус на долгую работу. Это полезно как для себя - так и для бизнеса. Но здесь вопрос приоритетов. Наиболее ценно, чтобы сотрудник был сфокусирован на задачах не собственных, а общих и системных. Поэтому, самоактуализация здесь будет не так высоко оценена.

Наиболее схожие компетенции

Конечно, управление процессами напоминает больше всего Управление проектами, Управление изменениями и Формирование стратегий и концепций. Плоскость схожести, главным образом находится в моменте семантики. По сути задач и бизнеса это разные сущности. Уже была описана разница между проектами и процессами, но будет необходимо отдельно зафиксировать. Проект - сущность бизнеса по реализации конкретной бизнес-задачи с метрикой выполняемости, возможно повторяемое, но не обязательно. Процесс - система работы на долгий и последовательный формат. Изменения - работа с возражениями, оперативное реагирования, контроль реализации. Формирование стратегий - системное мышление надситуативное с возможностью отстраненного планирования и прогнозирования аспектов, в том числе в мелочах, до непосредственного старта.

Развитие компетенции

Чтобы развить управление процессами может быть полезно в принципе увидеть эти процессы. Распишите вашу рабочую практику, бытовые обстоятельства, рутинные дела с точки зрения того, являются ли они процессами. Оцените, как много их вокруг вас. А дальше просто замечайте это. Со временем, вы можете захотеть улучшить что-то в том, как все происходит в настоящий момент - тогда управление процессами будет использовать вашу Самоактуализацию в необходимом русле.

Научные публикации о компетенции

  • Imai, M. (1986). Kaizen: The Key to Japan’s Competitive Success.
  • Jeston, J., & Nelis, J. (2014). Business Process Management.
  • Slack, N., Chambers, S., & Johnston, R. (2010). Operations Management.
подберите свой инструмент для развития или оценки компетенции:
Made on
Tilda