Реагирование на динамичные изменения среды
быстрая ориентация в условиях высокой изменчивости, принятие решений в непредсказуемых ситуациях

Мы все живем в изменяющемся мире и очень часто нужно с этим мириться. Эту компетенцию во-многом было стремление обозначить как “стрессоустойчивость”, однако, это было бы психологически неверно. Стресс - состояние, которое может быть очень разным и индивидуальным. Для некоторых стресс вызывают обстоятельства частых изменений - другие к ним позитивно относятся; для одних стресс строится на неконкретности своих задач - другие видят в этом свободу; для кого-то стресс наступает из-за отсутствия нагрузки в задачах и излишней рутинности - другим такой процесс наиболее комфортен. Стресс больше может быть связан с мотивацией сотрудника, чем с какой-то конкретной чертой.

Тем не менее, есть некоторые состояния, которые в наибольшей степени интерпретируются как “стресс” для большинства: большая нагрузка, повышенная динамика, специфическое (резкое) управление, негатив со стороны клиентов/коллег. Нагрузка, некорректное руководство, негатив, безусловно, могут быть факторами рабочей среды, однако, это обстоятельства некорректной работы процесса: неэффективная нагрузка и лидерство, недостаточная укомплектованность штата и неверные решения, провоцирующие некомфортные условия труда. Конечно, таким образом компетенцию “стрессоустойчивость” можно будет включать в любую модель и, при нахождении сотрудника с высоким значением, отправлять его в наисложнейшие условия, лишь бы с корректной оплатой. Но это говорит не о компетенциях, а о мотивации.

Единственный фактор, который может быть элементом корректной бизнес-модели, но все равно идентифицируемый как “стресс” - фактор повышенной динамики, именно его и выносим в отдельную компетенцию Реагирование на динамичные изменения среды (для удобства в дальнейшем описании сократим до “Реагирования”). Динамичные обстоятельства - то, что можно оценить и даже проследить их вес. Безусловно, такая компетенция будет близка сотрудникам МЧС, полицейским, трейдерам. При этом, не обязательно, что каждая профессия с большой динамикой будет требовать данной компетенции. Водители, курьеры, продавцы, врачи могут регулярно сталкиваться с ситуациями, где обстоятельства меняются быстро, однако, важно оценить, насколько это фокус деятельности и “запланированная” динамика, нереагирование на которую ведет к плачевным последствиям для результата.

Понятно, что в каждой профессии может возникнуть обстоятельства, когда рухнет потолок, когда клиент может начать требовать невозможное и угрожать, когда программа рухнула за минуту до презентации и когда у пациента на обычном приеме случается приступ. Все же, нужно понимать и здраво оценивать: это норма, или это непредвиденное обстоятельство. Если у вас есть регламент, доступный и понятный, как поступать в определенной ситуации - вам повезло и тогда компетенция реагирования может не быть для вас так актуальна.
Закажите разработку модели компетенций прямо сейчас
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности

Максимальные пересечения

С какими компетенциями реагирование будет себя показывать чаще всего? Компетенции, направленные на “других” и, при этом, обозначающиеся как поведение без необходимости четко описанного порядка. В системе компетенций две чаще всего будут попадать под подобные условия: Проактивность и Сензитивность. Проактивность обозначает готовность к действию, сензитивность за учет и внимание к эмоциональным состояниям окружающих. Реагирование совсем не означает “пожар”: это может быть и детский праздник с клоунами, где в любой момент каждый из 17 шестилеток может попробовать сделать что-то неожиданное.

Сензитивность, в ситуации работы с людьми, помогает выстроить некоторый “объем” пространства и следить за тем, какие действия могут привести к разного варианта результатам. Проактивность направлена на работу на опережение, инициативность. Конечно, здесь начинает быть вопрос: как реагирование может быть не проактивным. Самый красочный пример - солдат. Он, может быть, не хочет что-то делать, ему и не предлагали пространства на то, чтобы как-либо проявить (или не проявить) свою активность. У него есть задача - реагировать на врага. Он этим и занимается: стоит в дозоре, бежит на врага, кидает гранату, управляет дроном. Он использует методы, доступные ему для достижения результата по собственному усмотрению, но не проактивно.

Минимальные пересечения

Чем больше реагирование - тем меньше, или, тем быстрее должна происходить рефлексия. Самоактуализация - компетенция, которая не будет актуальна в вопросе повышенной реакции. Анализ и поиск вариантов, как развить себя, чтобы выполнять рабочие задачи эффективнее проводить не возбраняется, но вне рабочей практики. Во время работы, когда есть большое количество обстоятельств разного направления и цели - во всем этом нужно разбираться и искать варианты по реагированию, а не в себе.

Работа с данными - компетенция исследовательского блока, которая тоже будет редко стоять вместе с реагированием. Почему именно она? Анализ и аналитическое мышление может помочь реагированию проявиться лучше: в определенных обстоятельствах, грамотно рассчитав перспективы и “правильный” подход, можно минимизировать расходы и создать обстоятельства достижения наилучшего результата. Ориентация в цифровых системах тоже может быть в определенном смысле полезна: если реагировать нужно на определенную технологическую проблему - она может быть вполне полезна. Работа с данными же слишком редко будет встречаться и умение ими манипулировать - во-многом излишний уровень компетенции. Трейдеры, риск-менеджеры могут в некоторой степени совмещать эти компетенции, но это больше исключение из правил.

Наиболее схожие компетенции

Проактивность - мало того, что часто находится на одном уровне задач с компетенцией Реагирования - так и может быть спутана с ней. Некоторую разницу мы уже обозначили, как и затронули возможности существования компетенций раздельно, поэтому долго на этом фиксироваться не хочется.

Вторая компетенция, похожая семантически на реагирование - Управление изменениями. Действительно, обе компетенции связаны с некоторыми нестабильными обстоятельствами. Разница в том, что реагирование - это персональное действие в ситуации, когда обстоятельства поменялись, а управление изменениями - действие, направленное на привнесение изменений, возможно ввиду требований, а, возможно ввиду необходимости соответствовать.Иными словами, управление изменениями создает среду, а реагирование в ней работает.

Развитие компетенции

Чтобы развить в себе компетенцию реагирования, конечно, нужно обратиться за обстоятельствами, которые “требуют” определенной реакции в ситуации неопределенности. Легкое ощущение риска может быть дополнительным стимулом к проявлению компетенции. Например, спортивный покер или блиц-шахматы могут вам дать нужную атмосферу. Обстоятельно отдельно фиксирую, что казино и азартные игры не являются чем-то одобряемым и допустимым.

Научные публикации о компетенции

  • Pulakos, E. D., Arad, S., Donovan, M. A., & Plamondon, K. E. (2000). Adaptability in the workplace. Journal of Applied Psychology.
  • Gonzalez, C., Lerch, F. J., & Lebiere, C. (2003). Instance-based learning in dynamic decision making. Cognitive Science.
  • Bonanno, G. A. (2004). Loss, trauma, and human resilience. American Psychologist.
подберите свой инструмент для развития или оценки компетенции:
Made on
Tilda