Мы все живем в изменяющемся мире и очень часто нужно с этим мириться. Эту компетенцию во-многом было стремление обозначить как “стрессоустойчивость”, однако, это было бы психологически неверно. Стресс - состояние, которое может быть очень разным и индивидуальным. Для некоторых стресс вызывают обстоятельства частых изменений - другие к ним позитивно относятся; для одних стресс строится на неконкретности своих задач - другие видят в этом свободу; для кого-то стресс наступает из-за отсутствия нагрузки в задачах и излишней рутинности - другим такой процесс наиболее комфортен. Стресс больше может быть связан с мотивацией сотрудника, чем с какой-то конкретной чертой.
Тем не менее, есть некоторые состояния, которые в наибольшей степени интерпретируются как “стресс” для большинства: большая нагрузка, повышенная динамика, специфическое (резкое) управление, негатив со стороны клиентов/коллег. Нагрузка, некорректное руководство, негатив, безусловно, могут быть факторами рабочей среды, однако, это обстоятельства некорректной работы процесса: неэффективная нагрузка и лидерство, недостаточная укомплектованность штата и неверные решения, провоцирующие некомфортные условия труда. Конечно, таким образом компетенцию “стрессоустойчивость” можно будет включать в любую модель и, при нахождении сотрудника с высоким значением, отправлять его в наисложнейшие условия, лишь бы с корректной оплатой. Но это говорит не о компетенциях, а о мотивации.
Единственный фактор, который может быть элементом корректной бизнес-модели, но все равно идентифицируемый как “стресс” - фактор повышенной динамики, именно его и выносим в отдельную компетенцию Реагирование на динамичные изменения среды (для удобства в дальнейшем описании сократим до “Реагирования”). Динамичные обстоятельства - то, что можно оценить и даже проследить их вес. Безусловно, такая компетенция будет близка сотрудникам МЧС, полицейским, трейдерам. При этом, не обязательно, что каждая профессия с большой динамикой будет требовать данной компетенции. Водители, курьеры, продавцы, врачи могут регулярно сталкиваться с ситуациями, где обстоятельства меняются быстро, однако, важно оценить, насколько это фокус деятельности и “запланированная” динамика, нереагирование на которую ведет к плачевным последствиям для результата.
Понятно, что в каждой профессии может возникнуть обстоятельства, когда рухнет потолок, когда клиент может начать требовать невозможное и угрожать, когда программа рухнула за минуту до презентации и когда у пациента на обычном приеме случается приступ. Все же, нужно понимать и здраво оценивать: это норма, или это непредвиденное обстоятельство. Если у вас есть регламент, доступный и понятный, как поступать в определенной ситуации - вам повезло и тогда компетенция реагирования может не быть для вас так актуальна.