Проактивность
самостоятельная инициация действия, предложение решений, опережение возникающих проблем и стремление влиять на события, а не просто реагировать на них

Проактивность - достаточно хитрая компетенция и она применяется далеко не в каждой модели компетенций, где, казалось бы, она нужна. Если искать некоторые антиподы, то, наверное, здесь будет компетенция Исполнительная дисциплина. Сотрудник с исполнительной дисциплиной будет следовать всему, что ему скажут и будет четко выполнять все в рамках требуемого: не меньше, но и не больше. Проактивность же обозначается как стремление к включенности, к задачам, к эффективному расходованию времени, сил, навыков, некоторая самоприменимость, инициативность и реагирование в рамках своей конкретной бизнес-задачи.

При этом, проактивность и исполнительная дисциплина, являясь сильно во многом противоположными компетенциями, могут встречаться вместе. Например, когда нужно следовать до определенного участка задания строго по форме, а дальше проявить смекалку и разобраться с обстоятельствами - может быть такое пересечение. Когда задача особо сложная и нужен в первую очередь ответственный сотрудник, который поймет свой ресурс и сможет не растеряться при объеме материала, но будет следовать указанию - тогда будут пересекаться две компетенции.

Проактивные сотрудники нужны при генерации новых идей, в стремлении улучшать и достигать выгодных условий. Смелость, оригинальность, неподдельное стремление реализовываться и амбициозно достигать нужного результата, независимо от его источника. При этом важно понимать, что проявление инициативы не означает качественное исполнение. Проактивность во многом связана с мотивацией, но не полностью ее покрывает. Проактивным человек останется даже при потере мотивации в текущем деле и на текущей позиции, при этом, в других, например, собственных проектах, он будет более активен и будет легко находить на них время и возможности.
Закажите разработку модели компетенций прямо сейчас
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности

Максимальные пересечения

Больше всего проактивность проявляется с коммуникативным блоком компетенций: Переговоры и влияние сильнее всего могут быть полезны для компетенции проактивность и встречаться чаще всего. Переговоры - это не только про строгие кабинеты, где совет директоров принимает решение о поглощении другой компании. Переговоры используют риелторы, чтобы продать квартиру получше, врачам могут быть нужны переговоры, чтобы убедить правильно лечиться несговорчивого пациента, руководитель может применять переговоры, чтобы уговорить сотрудника выйти в иную смену. Проактивность помогает понимать ситуацию применения компетенции и, в случае с сопротивлением, не опускать руки, а действовать.

Второй компетенцией для проактивности будет Клиентоориентированность. Умение выделить пользу и интерес клиента, понимать, чем бизнес может быть для него полезен и быстро реагировать на запрос. Проактивность будет ценна в этом плане и проактивный-клиентоориентированный сотрудник сервиса всегда будет хорошо востребован. На него оставляют высокие отзывы, он всегда приветлив и вынослив, знает свое дело и готов радовать всех, кому нужны его услуги.

Минимальные пересечения

Проактивность - личностная компетенция, в контексте общего дела она не столь актуальна, как управление, исполнительность или даже аналитика. Проактивность будет неодинаково воспринята всеми личностями: более флегматичные люди могут негативно реагировать на подобные проявления, более системные личности могут воспринимать проактивность как хаос, сотрудники с сильной дисциплиной могут видеть проактивность как излишне показное поведение. Все это говорит нам о том, что проактивное поведение или образ мысли - не тот, которым легко “заразить” других.

Поэтому, руководящие компетенции, а именно Руководство и контроль, а также Управление процессами могут быть несвойственны для того, чтобы быть вместе с проактивностью. Подобные компетенции требуют большой системности, в этом плане, нужно следовать и формировать порядок, строить логику и побуждать других ей следовать. Если лидер проактивный - это может быть хорошо, когда его задачи направлены на стратегические цели, или он сам является “играющим тренером”, если же он никак не связан с исполнительством и занимается только управлением - это может вызывать напряжение.

Наиболее схожие компетенции

Проактивность похожа больше всего на компетенцию Самоактуализация: в них обеих находится ценность развития и человек воспринимается как актор с полной ответственностью за ее применимость. Разделить их можно по точке соприкосновения теории и практики, а также новизны. Самоактуализирующийся сотрудник будет изучать новые блоки информации, совершенствовать свои навыки, откликаться на внутренние обучения и строить свою рабочую практику вокруг тезиса о самосовершенствовании. Проактивный сотрудник же может быть проактивным, например, в рутинных и изначально понятных задачах, он преследует цель быть полезным в моменте. Компетенции могут пересекаться, а могут и нет: сотрудник может быть открыт к обучению и развитию, при этом, не проявлять активности в работе.

Вторая компетенция, которую можно описать как схожую - Деловая проницательность и решительность. Для данных двух компетенций характерна направленность на получение результата за счет своих действий в ситуациях возможного промедления. ДПР может быть не проактивным, если задача быть решительным и результативным руководителем идет по обязательству. В то же время, проактивность может не быть элементом деловой проницательности. Проницательность все же остается некоторым моментом риска, пусть и с нацеленным на выгоду исходом. Проактивность же может быть как в рамках линейной работы, где все очевидно - так и в условиях нестабильности, но при этом, ориентироваться не на бизнес-результат, а на выполнение конкретной задачи.

Развитие компетенции

Чтобы развить компетенцию проактивности важно понять, на каком уровне она существует в данный момент. Если компетенция в самом зачаточном состоянии - вам нужно развить в себе побуждение к деятельности. Можно стараться внедрить привычку “да-нет”: в ситуации, когда вы отказываете каким-то обстоятельствам и внешним выборам, искать опции, чему “другому” вы бы могли сказать “да”.

Научные публикации о компетенции

  • Bateman, T. S., & Crant, J. M. (1993). The proactive component of organizational behavior. Journal of Organizational Behavior.
  • Frese, M., & Fay, D. (2001). Personal initiative: An active performance concept. Research in Organizational Behavior.
  • Morrison, E. W., & Phelps, C. C. (1999). Taking charge at work. Academy of Management Journal.
подберите свой инструмент для развития или оценки компетенции:
Made on
Tilda