Построение отношений
формирование позитивных, устойчивых и взаимовыгодных связей с людьми, создавая благоприятную атмосферу взаимодействия и поддерживая эффективные коммуникации

Отношения - достаточно важный элемент в любом бизнесе. Отношения формируются между клиентом и компанией, между коллегами, между руководством и подчиненными. Умение строить отношения - компетенция, направленная на мотивацию отношением и получение определенного позитивного личного опыта взаимодействия. Эта компетенция социальная и носит цель часто объединения индивидов в рабочую группу, построение здравого коммуникативного баланса, а также, за счет отношений, достигать определенных бизнес-результатов.

Как и многие социальные компетенции - они будут актуальны для линейных руководителей и сотрудников сферы услуг и менее актуальны для исполнительных или стратегически-направленных сотрудников. Построение отношений у линейного персонала может быть отвлекающим фактором, если он будет ориентирован на то, чтобы грамотно общаться с коллегами и вести себя экологично, вместо выполнения рабочих обязанностей.

Тем не менее, последнее время наше общество формирует эту компетенцию особо сильно с самого раннего возраста. Командные игры, классные мероприятия по сближению, социальные сети и бренды, которые фокусируются на выстраивании приветливости - все это стимулирует развитию на построение отношений у молодых специалистов. Поэтому, важным уровнем развития этой компетенции у руководителей будет не только умение формировать положительное впечатление, но и управлять чужой компетенцией по построению отношений, забирая на себя их стремление в поддержании здоровой атмосферы.

Минимальные пересечения

Меньше всего построение отношений встречается вместе с компетенциями Аналитическое мышление и Управление изменениями. Аналитическое мышление, отвечающее за то, чтобы рассматривать ситуацию наиболее широко, оценивать варианты и различные опции влияния на рассматриваемый вопрос - как и компетенция управление изменениями наилучшим образом работает в случае максимальной объективности.

Конечно, в самой модели компетенций построение отношений и аналитическое мышление, или управление изменениями, могут пересекаться. Особенно, такое может быть у менеджеров ниже топ-уровня, или сотрудников, завязанных на цифровых системах. По факту, это может требовать некоторого навыка адаптироваться от изначально построенных отношений к цели фокусироваться на цели бизнеса. Такое сочетание может быть сложным для сотрудников и все равно будет наблюдаться некоторый перекос. Если вы держите фокус именно на субъективные и коммуникационные системы - лучше, по возможности, добавить факторов исполнительной дисциплины.

Максимальные пересечения

Чаще всего построение отношений встречается вместе с компетенциями Работа в команде и Речь. Все три компетенции являются коммуникативными и часто могут идти вместе, более того, во многом, они могут подменяться друг другом, поэтому, для этой компетенции данные блоки будут объединены. Постараемся разобраться: почему компетенции встречаются так часто друг с другом, но, при этом, отвечают за разное, а также могут ли быть ситуации, где нет одновременного использования двух из этих компетенций.

Начиная со второго вопроса, хочется отметить, что да: не работая в команде и без речи возможно эффективно функционировать с в рамках компетенции построение отношений. Построение отношений может выступать как некоторое создание позиционирования бренда, внешняя коммуникация и подобный фокус. Так же может быть и компетенция речь без того, чтобы ориентироваться на отношения. Например, в строго-структурированных структурах (тяжелая промышленность, армия, флот) часто стоит задача четко и доступно излагать свои мысли, но, при этом, это не означает, что вы хотите построить определенные отношения. В сфере услуг также возможно, что с клиентом происходит уважительное, трепетное общение, но без ориентации на отношения.
Закажите разработку модели компетенций прямо сейчас
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности

Наиболее схожие компетенции

Работа в команде - сложная компетенция за счет большого риска когнитивных искажений. Работа в команде - умение использовать ресурс коллег внутри компании, который может быть доступен сотруднику. В рамках рабочих задач эта компетенция отвечает за грамотное использование ресурса: понимание того, к кому можно обратиться, попросить, как и кому делегировать задачи. Сотрудник с сильной работой в команде, даже на линейном уровне может качественно использовать построение отношений, чтобы выстраивать внутреннюю эффективную работу подразделения с учетом сильных и слабых сторон. Он может выступать неформальным лидером и ценя задачи бизнеса, поддерживать их на своем уровне. Таких сотрудников часто могут использовать как наставников и кураторов.

Тем не менее, это не означает, что компетенции пересекаются. Построение отношений не необходимо для того, чтобы перенаправлять вопросы на бухгалтерию, или же ориентироваться в юридической подкованности ваших сотрудников. Без работы в команде возможно и построение отношений: например, можно рассмотреть премиальную сферу услуг, где важно работать с базой клиентов и формировать позитивное восприятие. Или, как вариант, такое может быть в переговорных процессах, или личном предпринимательстве, где у вас нет команды как таковой.

Развитие компетенции

Конечно, эта компетенция развивается, во многом, в зависимости от личностных особенностей. Экстраверсия или интроверсия может сильно влиять на готовность развивать и варианты ее развития. Если вам ближе экстраверсия, но, по какой-то причине, вам не хватает данной компетенции, вы можете обратиться к одной из своих достаточно старых и, возможно, почти утраченных связей. Попробуйте восстановить, или освежить какой-то ваш контакт, о котором вы давно не вспоминали. Во время общения обращайте внимание на особенности, которые вам могут помочь сформировать крепкие отношения вновь.

Если вы считаете себя больше интроверсивной личностью, вам могут помочь компьютерные игры: ролевые могут помочь понять, как формируются отношения и как работают, а онлайн-игры и возможность сформировать знакомства, могут обратить внимание на то, какие факторы работают в процессе построения отношений.

Научные публикации о компетенции

  • Buhrmester, D., Furman, W., Wittenberg, M., & Reis, H. (1988). Five domains of interpersonal competence. Journal of Personality and Social Psychology.
  • Tickle-Degnen, L., & Rosenthal, R. (1990). The nature of rapport and its consequences. Psychological Bulletin.
  • Coleman, J. S. (1988). Social capital in the creation of human capital. American Journal of Sociology.
подберите свой инструмент для развития или оценки компетенции:
Made on
Tilda