Планирование
умение структурировать цели и задачи, распределять ресурсы, оценивать риски и определять оптимальную последовательность действий для достижения результата

Можно ли каждому сотруднику в модель компетенций назначать компетенцию планирование? Казалось бы, отличная идея, если все в компании будут ответственно относиться к своим задачам и перед выполнением детально планировать: что и как они будут делать. Может показаться, что так можно будет, например, справиться с рисками необдуманного поведения, или, более продуманно реагировать в ситуации неопределенности. По тону вы можете догадаться, что это не совсем так.

Равно, как нельзя называть любой план действий планированием - так и нельзя называть каждое написанное письмо в общем чате навыком формализованного письма, или “здравствуйте”, сказанное клиенту клиентоориентированностью. Конечно, хорошо, если осмысленность действий будет присутствовать у большинства сотрудников, но не выгоднее ли иметь линейных сотрудников с компетенцией дисциплины? Не лучше ли, чтобы психолог обладал сензитивностью? Возможно, для айти-специалиста не нужно “планировать” маневры своих манипуляций для успешной работы?

Компетенция планирование отвечает за то, чтобы разбираться в бизнес-процессах и мочь организовывать их выполнение, учитывая безграничное количество переменных и отображение их. Просчитывание рисков, определение критериев эффективности и достижимости, соотнесение плана с целями и общей идеей. Приписывать подобную компетенцию к работе медсестры, капитана корабля, художнику, актеру было бы излишним усложнением и без того непростых направлений.
Закажите разработку модели компетенций прямо сейчас
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности

Максимальные пересечения

С какими же компетенциями, и для каких профилей компетенция планирования все-таки будет актуальна и почему? Если проводить анализ совпадений по задачам, то можно заметить наибольшее пересечение с компетенцией Управление проектами - компетенцией, которая заточена их эффективную реализацию. А также с компетенцией Аналитическое мышление - предварительный этап по тому, чтобы разобраться в каком-либо объеме данных с учетом большого количества взаимосвязей.

Планирование занимается распределением ресурсов и определением логики их работы. Это будет актуально как для проекта - так и для процесса, но в рамках процессов часто на момент вступления сотрудника все уже спланировано и тогда компетенция будет актуальна для планирования каких-то выколотых случаев, или донесения информации о своем видении. В рамках проектов, конечно, задач на планирование встречается гораздо больше.

Вместе с тем, Аналитическое мышление здесь требуется для того, чтобы самому себе обрисовать возможные составляющие плана, продумать о том, из чего он должен состоять, какие переменные важно учесть. Не смотря на то, что для определенных ситуаций план, казалось бы, уже предопределен и можно брать из шаблона - все равно, всегда существует риск, что в рамках определенной бизнес-практики все работает иначе и это повлечет за собой свои изменения в планировании. К тому же аналитическое мышление может помочь проработать риски и продумать шаги в случае непредвиденных ситуаций, так как будет понимание всех взаимосвязей.

Минимальные пересечения

В планировании, помимо того, что важно сфокусироваться на общих процессах и оставить личный интерес (если только речь не о собственном деле) важно еще и понимать, что чувства к другим, например, подсвечивание чьей-то неактульности или слабости - будет лишним в задачах на планирование. Экспертный субъективизм, погруженность в процесс, изучение и ориентация на цель - это то, что необходимо при столкновении с задачами, где включается компетенция планирование.

Сензитивность помогает чувствовать чужие настроения и эмоции, больше ориентироваться на состояния других. В вопросе планирования можно учитывать уровень замотивированности подчиненных, или потенциальных участников проекта, но делать это высоким приоритетом возможно, только если это аргументируется вашими бизнес-задачами. Самоактуализация - тоже компетенция, которая не будет помогать качественному выполнению задач, связанных с планированием. Фокус на улучшение своих навыков, знаний и улучшение своего состояния может быть улучшено планированием, то есть это может работать в обратную сторону: вы можете использовать планирование для самоактуализации, но не когда планирование является приоритетным фокусом. Это не мешающая или “вредная” компетенция для планирования - просто не необходимая.

Наиболее схожие компетенции

Планирование помогает нам формировать четкое видение перспектив, разбираться в том, что должно произойти, чтобы заявленная цель была достигнута в срок и с минимальным/оптимальным расходом ресурсов. За что-то очень похожее с виду может отвечать и компетенция Формирование стратегий и концепций. Обе компетенции направлены на перспективы и рассматривают различное стечение обстоятельств с фокусом на глобальные достижения. Разница во-первых в уровне такого прогноза: ФСК предлагает более фундаментальные ориентиры. Во-вторых в том, что, не смотря на желательность учитывания планирования в компетенции ФСК, она может существовать и на идеалистических началах формирования концепций без ориентира на четкий план.

Вторая компетенция, с которой может быть спутано планирование - Аналитическое мышление. Не смотря на то, что эти компетенции сильно из разных блоков, тем не менее, они могут восприниматься схожими. Предполагается, что процессы аналитического толка и планирования слишком неразрывны. Однако, это не совсем верно: планирование говорит о четком наборе действий/событий, но их выбор не должен быть мотивирован проведенной аналитикой. Например: при работе с новым сотрудником, руководитель может поставить ему определенный план развития, при этом не ориентируясь на первоначальные компетенции сотрудника - только учитывая стандарт, принятый внутри компании.

Развитие компетенции

Развивать компетенцию планирования в бытовом контексте достаточно просто. Достаточно всего лишь начать вести собственный распорядок дня. Распишите максимально подробно, что вы будете делать в течение следующего дня. Чем подробнее и детальнее получится такой список - тем лучше. Дальше подведите итог: насколько удалось ему проследовать и повторите практику. С каждым разом должно получаться все более точно согласно плану. Так компетенция будет развиваться.

Научные публикации о компетенции

  • Miyake, A., Friedman, N. P. (2000). The unity and diversity of executive functions. Cognitive Psychology.
  • Gilbert, D. T., & Wilson, T. D. (2007). Prospection: Experiencing the future. Science.
  • Mintzberg, H. (1994). The Rise and Fall of Strategic Planning.
подберите свой инструмент для развития или оценки компетенции:
Made on
Tilda