Обучение и оценка
навык понятно передавать знания, формировать навыки у других людей, отслеживать их развитие и давать корректную, поддерживающую и развивающую обратную связь

Одна из самых показательных профессий, сфокусированных исключительно вокруг компетенции Обучение и оценка - это профессия учителя. Однако, если говорить о задачах, включающих в себя данную компетенцию, то нам известны описания ученых, о том, что именно процесс научения одного сородича другим мог дать нам состояние цивилизации в том виде, что мы имеем сейчас. Сложно переоценить важность процесса обучения и оценивания - это ключевой процесс общества. Тем не менее, это не означает, что компетенция Обучение и оценка будет очень доступной.

Человек, который обладает данной компетенцией должен уметь строить свою речь доступно и логично, при этом не игнорируя важные элементы, он должен понимать, как строится процесс научения и донесения информации. Помимо этого, он однозначно понимает, какие могут быть сложности у сотрудников в процессе адаптации, в чем можно помочь. Он понимает, как формируется навык, в какой момент и как можно проводить его срез. Он умеет проявлять терпимость ко временной некомпетентности и давать развивающую/поддерживающую обратную связь.

Но не стоит думать и обратно, что из-за сложности и многообразия процессов компетенции она будет присуща только узкопрофильным специалистам вроде как профессоров, учителей или бизнес-тренеров. Многие руководители и линейные сотрудники регулярно находятся в ситуации необходимости донесения новой информации сотрудникам, которые к ней еще не готовы. Руководители также часто должны и оценивать уровень развития навыков и качество следованию стандарту, чтобы, подсветив зоны развития, подобрать корректный способ ее закрытия.
Закажите разработку модели компетенций прямо сейчас
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности

Максимальные пересечения

Не смотря на то, что обучение часто связано с большим количеством документов, регламентов, характерных сценариев и стандартов работы, которые часто нужно донести до других сотрудников и проконтролировать, что они верно все поняли - среди самых пересекающихся компетенций не будет Навыка формализированного письма, или Информационной гибкости. В задачах может быть много контакта с другими людьми абсолютно разного толка, но Построение отношений и Речь не будут самыми популярными компетенциями вместе с обучением. Наибольшее количество пересечений вместе будет у компетенций Креативность и Творческие способности.

Обе творческие компетенции идут вместе с обучением и оценкой из-за того, насколько часто непрописанным и сложным может быть процесс (и, соответственно, задачи, связанные с компетенцией обучения). Обучение может быть хаотичным и требовать большого уровня адаптивности, гибкости и творческой изобретательности, чтобы понятно и верно представить определенную информацию. Задачи на составление различных ролевых игр, кейсов, и особенно оценочных заданий будут требовать определенного уровня творческого подхода и реализации. Конечно, можно “просто” распространять информацию о чем-то новом, заучивая текст и даже вопрос подачи материала, где можно было бы представить легкую креативность, оставить без яркости, но здесь вопрос частоты пересечений.

Минимальные пересечения

Стратегические компетенции, рассчитанные на долгосрочную перспективу встречаются с компетенцией обучение и оценка реже всего. Сотрудники, с превалирующими стратегическими компетенциями, во многом, далеки от того, чтобы обучать других: профиль их должности фокусируется на том, чтобы они сами достигали высоких результатов, а не занимались передачей опыта. Само по себе “заражение” знаниями или “вынужденная” обратная связь может произойти, но это исключение и не целенаправленное действие.

Компетенции Деловая проницательность и решительность, а также Формирование стратегий и концепций будут встречаться с обучением реже всего. Компетенции, конечно, могут встречаться в рамках одной модели компетенций, но они не могут быть равнозначными, если только не в районе минимальных значений. Должен быть перекос в сторону одной из компетенций: или той, что фокусируется на людях в данный момент вокруг себя, или той, которая ориентируется на перспективы процессов впереди в развитии.

Наиболее схожие компетенции

Конечно важно сформулировать весомую разницу между компетенциями Обучение и оценка, а также компетенцией Самоактуализация. Самоактуализация, что логично, связана именно с личными процессами: самостоятельное направление собственного развития по получению знаний и навыков, соответствующих бизнес-запросу. Новые грани собственного развития, увеличение кросс-функциональных знаний, увеличение собственной экспертности. Во всем этом могут принимать участие другие сотрудники и помогать с развитием, но важно, от кого идет инициатива.

Вторая схожая компетенция, которая больше связана с блоком оценки - Руководство и контроль. И, пусть сразу это не кажется очевидным, но в обучении, как и в бизнесе постоянно присутствуют различные иерархические отношения: один подчиняется экспертности другого. Поэтому, как может показаться, компетенции близкие по своей сути. Естественно, раз мы разводим данные компетенции, стоит пояснить логику. Ответ находится в том, чтобы обозначить строгость и направленность коммуникации: если настрой директивный и не предполагает ошибочного поведения - это скорее Руководство и контроль, в более “мягкой” форме - обучение.

Развитие компетенции

Чтобы развить у себя компетенцию Обучение и оценка найдите какую-нибудь сферу, про которую вы много знаете, а потом попросите знакомого помочь вам. Подготовьтесь: составьте план, как бы вы хотели познакомить со своим интересом вашего знакомого, а потом проведите подобное обучение. Запросите обратную связь и обязательно зафиксируйте ее себе. Также вы можете обратиться за курсами повышения квалификации на тренера, но, это если вам действительно интересна именно эта сфера.

Научные публикации о компетенции

  • Hattie, J. (2008). Visible Learning. Routledge.
  • Shute, V. J. (2008). Focus on Formative Feedback. Review of Educational Research.
  • Chi, M. T. H. (2006). Two approaches to the study of experts’ characteristics. Cognitive Science.
подберите свой инструмент для развития или оценки компетенции:
Made on
Tilda