Данная компетенция является, наверное, одной из самых популярных при разговоре о компетенциях. Стремление учитывать, следовать и исполнять желания клиента, за счет своих действий и бизнес-процессов. С учетом того, что для бизнеса желания и состояние клиента часто являются синонимичны с высокой прибылью - такой подход кажется логичным. Однако, не во все модели компетенций стоит однозначно включать компетенцию клиентоориентированности.
В нашем исследовании мы отталкивались от того, какие задачи ставятся перед сотрудниками с целью в последующем провести анализ по представлению компетенций внутри задач. Компетенцию клиентоориентированности было очень трудно выделить среди большого количества задач как линейного персонала - так и менеджмента. Проведя серию интервью мы пришли к выводу что компетенция “клиентоориентированность” в привычном ее понимании проявляется только в момент работы с запросом или конфликтом клиента.
Уборка зала до прихода клиента, сверка рабочего оборудования, анализ продаж, мерчандайзинг и даже приветствие клиента не являются задачами, ставящими на первый приоритет клиента. Выполнить просьбу менеджера, чтобы формировать отношения, следить за товаром по необходимости правил, или с целью обеспечения ассортимента и повышения своего чека. Ничто из этого, как будто бы, не ставит перед собой реального желания сделать лучше клиенту. При этом в моменте, более глубоко проконсультировать, подобрать хороший товар/услугу, или сделать скидку - часть элемента клиентоориентированности.
Клиентоориентированность удивительно проявляется наиболее глубоко в наименее коммерциализированных сферах. Медицина, воспитание и обучение детей, работа с животными - это те зоны применения клиентоориентированности, которые не кажутся очевидными, но являются наиболее сильными. В этих примерах интерес клиента является ключевым элементом работы и важным эмоциональным мотиватором сотрудника трудиться.