Самоактуализация
это стремление человека к личностному и профессиональному росту, готовность исследовать новое, развивать знания и навыки и формировать собственный вектор развития

Самоактуализация - наверное, вместе с Сензитивностью, являются самыми “психологическими” компетенциями из всех. Самоактуализация отвечает за некоторый поиск и определение себя, поиск вариантов развития личных и профессиональных качеств, интерес к обучению и восприятию нового. Самоактуализирующаяся личность не боится нового, готова впитывать информацию, становиться лучше для себя и для компании.

Ценность развития сотрудников и их личных качеств может казаться логичной, но, по факту, это нужно далеко не в каждой компании. Очень часто от сотрудников требуется послушание и следование прописанным правилам. Самоактуализирующаяся личность воспринимается как нестабильная и, возможно, излишне динамичная. Не смотря на то, что очень часто в компаниях звучит тезис о том, что они одобряют развитие и поощряют стремление сотрудников получать новые знания, навыки и компетенции, часто это является лукавством.

Конечно, если ваш сотрудник стремиться посещать корпоративное/структурное обучение - это хорошо, но, важно понимать, насколько вы вообще открыты к новым знаниям в компании? Если вам нужно, чтобы подчиненный прошел все “обязательное” обучение и дальше строго следовал стандарту, который впитает - вам не нужна его самоактуализация, или “ориентация на развитие”, как это можно назвать иначе. Вам нужна исполнительная дисциплина. Даже если вы находитесь в обстоятельствах, где сегодня вы учили одному - а завтра другому, все равно Реагирование на динамичные изменения среды будет актуальнее.

Для кого тогда нужна компетенция, и чем она может помочь? Существует большое количество профессий, где как таковой “стандарт” не описан, где нет четковыстроенных процессов и часто именно большая погруженность в разные информационные каналы может помочь в принципе выполнять свою работу эффективно. Также, существуют отдельные должности, в чье поле влияния, помимо, например, управления, входят задачи по поддержанию актуальности обучения у сотрудников. Вышла новая ИИ-модель, которая поможет в оптимизации? У TFH запускаются курсы, которые будут актуальны? Появилась разработка “калькулятор компетенций”? Все это будет актуально для самоактуализирующегося человека.
Закажите разработку модели компетенций прямо сейчас
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности

Максимальные пересечения

Больше всего развитие связывает с большим потоком информации, в котором нужно регулярно разбираться, соотносить с актуальностью и следить, чтобы восприятие не менялось. Информационная гибкость позволяет адаптироваться к любому потому данных, понимать их сменяемость, не сопротивляться новым знаниям, даже если они сильно замещают текущую экспертность. Без информационной гибкости, но с высокой самоактуализацией сотрудник будет углублять свою экспертность узкоспециализированно, доводя до совершенства свои инструменты, но не стремясь к новизне.

Также здесь ценной будет компетенция Проактивность. Проактивность отвечает за инициативный подход, проявление заинтересованности к развитию, получению новых знаний и совершенствованию навыков независимо от того, как выстроена культура развития в рамках компании. Совершенствование как профессионала и регулярный анализ трендов, а также самопотребности в обучении помогают лучше выстроить процесс и настроится на развитие. Без проактивности самоактуализирующийся сотрудник будет хорошо впитывать знания и потреблять внутрикорпоративный стандарт быстрее и эффективнее всех. Из них могут стать хорошие наставники.

Отдельно хочется заметить третью компетенцию, которая очень редко встречается в перечне “максимальных пересечений” - это Творческие способности. Личность, которая может одновременно развивать эти две компетенции, скорее всего, сможет эффективно развить их обе. Творческие способности - это не только про умение водить кистью, или сочинять стихи. Это о чувстве прекрасного, о красоте в процессе и некотором получении удовольствия от наиболее неструктурированных процессов. А в этом пересечения у этих двух компетенций больше всего.

Минимальные пересечения

У вас могло сформироваться ощущение, что аккуратизм может быть наиболее полезной и универсальной компетенцией, однако, мы не склонны выделять подобные тенденции. Существует определенное количество компетенций, которые будут очень редко встречаться вместе с аккуратизмом, а для некоторых задач он может быть даже вреден. Например, это касается всех областей, затрагивающих поведение в нестандартной, или динамичной ситуации. Уже упомянутые вооруженные силы будут ценить аккуратизм и щепетильность, однако, только в мирное время. Инвестиционный фонд будет оценивать высоко аккуратизм до ситуации динамичных изменений на рынке, а качественный нейрохирург знает не только, как применять аккуратизм и почему он важен, но и что делать, когда допускается ошибка.

Интеграция систем, Управление изменениями, а также Обучение и оценка - те компетенции, которые часто не стоят вместе с аккуратизмом. Эти компетенции могут требовать большой поведенческой гибкости, готовности к изменениям и адаптивности. При этом аккуратизм может проявляться для должностей с сильным фокусом на любую из трех этих компетенций, однако, скорее всего, он будет отражаться на подготовительном этапе к выполнению каких-то задач.

Наиболее схожие компетенции

С компетенцией самоактуализации, наверное, больше всего можно сравнить Проактивность и Информационную гибкость, о которых расписали выше. В принципе, ценность саморазвития может казаться действительно очень “универсальной”, поэтому возможность ее перепутать с какой-то другой есть достаточно сильная. Чтобы этого не происходило, всегда важно оценивать импульсы вашего желания к развитию и разделять это с любыми проявлениями инициативы - тогда можно будет точно сфокусировать компетенцию самоактуализации.

Развитие компетенции

Если вы хотите развивать компетенцию самоактуализации - вы уже обладаете минимальными требованиями. Но тут вопрос, можно ли ее развить. В принципе - да. Вам может помочь, если вы сформулируете свой “багаж обученности”: проведите анализ, какие темы вам интересны? Какие легко даются, а какие сложно? Проведите такой анализ и попробуйте “углубляться” в разные сферы интересов. Так, у вас может выработаться привычка учиться.

Научные публикации о компетенции

  • Rogers, C. (1961). On Becoming a Person
  • Deci, E. L., & Ryan, R. M. (2000). Self-determination theory. American Psychologist.
  • Candy, P. C. (1991). Self-direction for lifelong learning.
подберите свой инструмент для развития или оценки компетенции:
Made on
Tilda