Сбор и анализ требований
умение выявлять, структурировать и интерпретировать ожидания клиентов или заказчиков, сопоставляя их с возможностями процессов и формируя обоснованные выводы

Компетенция сбор и анализ требований фокусируется на некотором пересечении блоков по работе с заказчиками/клиентами и по умению работы с измеримостью и подсчету. Сбор и анализ требований, или, сокращенно, САТ, в своем фокусе обязательно держит и помнит о личности контрагента - того, чьи ожидания и требования сотрудник ставит себе в цель проанализировать. При необходимости, источник данных для анализа может быть квази-натуральным, то есть это может быть не только отдельная личность, но и набор данных опросов/интервью, составленный портрет заказчика, или, особосгенерированная ИИ-модель, демонстрирующая интересы потенциального клиента, или группы клиентов.

САТ не просто так является сдвоенной компетенцией, так как анализ требований связан непосредственно с процессом получения информации об определенных требованиях. Например, при конструировании логики работы с гостями в ресторане, нужно не только понять, что хотят гости, но и, соотнеся ожидания с возможностями, возможно, предложить альтернативный вариант, в большей степени подходящий для актуальной загрузки и ресурсов.

В более сложных бизнес-процессах, САТ помогает изучению ожиданий и логики целых групп клиентов. Так, например, САТ может использоваться в маркетинговых, социологических и иных исследованиях, заточенных на работу с клиентским опытом. Компетенция связана также с темой сбора этих самых данных, их оптимизацией, хранением и построения выводов и решений на основе данных. Самый простой пример можно посмотреть даже на нашем портале, где, благодаря компетенции САТ, мы работаем с данными, предоставленными заказчиками, для формирования методологического материала - например модели компетенций.
Закажите разработку модели компетенций прямо сейчас
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности

Максимальные пересечения

Наиболее часто компетенцию САТ можно встретить вместе с Ориентацией в цифровых системах (сокращенно ОЦС) и Навыком формализованного письма (НФП). Суть компетенции по сбору и анализу требований сводится к трем этапам, где и появляется логика подобных пересечений. Первый этап - работа со сбором данных, их консолидацией, формированием логики по необходимости обобщения информации. На этом этапе ориентация в цифровых системах может помочь подсветить зоны развития, через которые было бы можно провести новые замеры.

Дальнейший этап - работа с данными, формирование идей и предложений по улучшению и изменению процессов. САТ непосредственно не связан именно с внедрением и управлением изменениями, однако, это может пересекаться в рамках одной должности. Навык формализованного письма отвечает за то, чтобы лучшим образом сформировать запрос на сбор данных, а также помогает лучше представить полученные результаты, организовать их в системы и логичное повествование. ОЦС и НФП лучшим образом образуют комбинацию того, как можно обработать и представить определенные данные. Для синонимичных компетенций Анализ и Аналитичесое мышление ОЦС и НФП часто могут быть не представлены, так как там используются более глубокие подходы работы с данными.

Минимальные пересечения

Как уже было обозначено, компетенция САТ в большей степени направлена на то, чтобы собрать данные, их консолидировать и выстроить логику/рекомендации. Для САТ в меньшей степени свойственно интегрировать, или видоизменять процессы и подходы. Поэтому, наиболее редкие пересечения будут с компетенциями Руководство и контроль, а также Управление процессами. Уже упоминали, что, в рамках отдельных моделей, компетенции могут встречаться вместе, однако, руководство и контроль, совместно с компетенцией САТ, если находятся в равных объемах и на ведущих позициях, могут создавать дисбаланс в задачах и фокусах сотрудника.

Подобный эффект, но в более легкой форме может быть и при совмещении компетенции управление процессами. Человек, заинтересованный в объективной работе с клиентскими требованиями, может терять объективность, если решения, мотивированные его анализом, будет необходимо интегрировать тем же сотрудником и нести некоторую сложность во внедрении.

Наиболее схожие компетенции

Как было упомянуто выше, САТ больше всего напоминает своей сутью компетенции Анализ и Аналитическое мышление. Схожесть прослеживается в том числе в названиях, так как анализ входит в название компетенции “сбор и анализ требований”. Тем не менее, это разные сущности. Главное различие между САТ и Анализом находится в вопросе направленности информации и работы с ней. САТ считается более фокусной компетенцией на личностные запросы клиентов и квази-клиентов, в то время как Анализ отвечает за углубленное изучение одного вопроса.

Подобное отличие прослеживается и в сравнении с аналитическим мышлением, где компетенция мышления отвечает за связи процессов, описание их логики и взаимосвязей. Однако, чем обуславливается настолько высокая уникальность информация типа “требование”, что за сбор и работу с ней требуется отдельная компетенция? На самом деле, формат информации здесь имеет минимальную роль. “Требование” не обладает уникальной структурой информации, однако, выделение в отдельную компетенцию логики работы с требованиями лежит в том, что требования - это гибкая информация, в отличие от цифр и метрик, требования - субъективны и могут быть даже противоречивы. Поэтому, здесь важно присутствие некоторых синзетивных нот и критического мышления.

Развитие компетенции

САТ можно развивать своими силами, например, за счет игр по разрешению конфликтов через дипломатию, а также с помощью специальных заданий. Например, вы можете проводить игру с ИИ-агентом, где вам через определенный набор вопросов будет необходимо “выведать” определенную информацию. Аналитика требований сможет работать при наблюдаемых противоречиях в контексте. Такую ситуацию подловить сложнее, однако, детективы могут помочь на бытовом уровне.

Научные публикации о компетенции

  • Zave, P. (1997). Classification of research in requirements engineering. ACM Computing Surveys.
  • Nuseibeh, B., & Easterbrook, S. (2000). Requirements engineering: A roadmap. ICSE.
  • Hofmann, H. F., & Lehner, F. (2001). Requirements engineering as a success factor. IEEE Software.
подберите свой инструмент для развития или оценки компетенции:
Made on
Tilda