Управление проектами
организация и координация выполнение уникальной, ограниченной по времени и ресурсам задачи, распределяя роли, контролируя прогресс и обеспечивая достижение целей

Конечно, каждая компетенция не имеет под собой прямого значения задачи в наименовании, но в случае управления проектами есть ценность повторить данный тезис еще раз. В этом плане важно пояснить, что такое проект и для каких профессий он присутствует в рабочей практике, а также, является ли это обязательным - упоминать компетенцию управления проектами, каждый раз, когда мы работаем с проектом. Начиная с последнего вопроса - конечно нет. Вы можете быть участником проекта, или же, в рамках проекта выполнять поддерживающую функцию. В таком случае, даже находясь в руководстве проекта, вы можете не обладать данной компетенцией.

Что же отвечает под категорию “проект” - это любая бизнес, творческая, или акционическая единица, которая реализовывается в некотором уникальном статусе, обладает финальной формой и ограничена по времени. Альтернатива проекту - система. Упорядоченная единица с большим количеством форм и взаимосвязей, подчиняемых общим целям и задачам, система не реализовывается, но может видоизменяться, не ограничена по времени или форме.

Проект может включать в себя проекты, системы, системы проектов и так далее. Равно и наоборот может выполнять система. В вопросе компетенции это работает как характеристика личности, которая позволяет сохранять спокойствие и рациональность в вопросе столкновения с многочисленными элементами проекта. Совмещается это с умением работать с максимальной эффективностью в отношении ресурса и заданной задачи. Навык приоритезации прослеживается здесь и в компетенции Планирование.
Закажите разработку модели компетенций прямо сейчас
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности

Максимальные пересечения

Уже упомянутое Планирование чаще всего встречается вместе с компетенцией управление проектами. Вместе с ним в максимальных пересечениях присутствует компетенция Построение отношений. Работая внутри проекта вы с большой долей вероятности будете работать с другими сотрудниками или командами, а поэтому организовывать с ними контакт, способствовать тому, чтобы ваши просьбы выполнялись оперативно и с учетом эффективного расходования ресурсов - в этом поможет построение отношений. Почему не компетенция Работа в команде? В рамках проекта часто ресурсы, в том числе людские, сильно ограничены и поэтому нужно не только опираться на представленные роли в структуре, но и стимулировать дополнительные нагрузки.

С компетенцией Планирование все более просто. Задачи в рамках проекта должны быть спланированы, равно как и цели, ресурсы и расписан процесс. Планирование нужно не на всех этапах, поэтому компетенция управление проектами может жить и без планирования. Более того, если говорить о работе в нестабильных и слабопредсказуемых обстоятельствах - планирования практически не происходит и оно делается в автоматическом режиме.

Минимальные пересечения

Что отличает проект? Слабая возможность предсказывать ход работ, мультизадачность, действие в рамках ограниченных ресурсов для достижения поставленного бизнес-результата. Все это делает практически невозможным следование правилам и работу с ориентацией на порядок. Отсюда и получаются две компетенции, которые реже всего встречаются с управлением проектами: Аккуратизм и Исполнительная дисциплина. Проекты должны быть оформлены и грамотно составлены, поэтому компетенция Навык формализованного письма может встречаться в рамках задач.

Что же касается аккуратизма - он не совсем “лишний” для компетенции из материала, но он в большей степени необязательный. Аккуратизм говорит о щепетильности и сдержанности, ориентацией на порядок. В рамках проектного управления, когда все очень динамично меняется, когда нужно действовать, порой, не ориентируясь на порядок - аккуратизм может быть лишним. То же самое касается исполнительной дисциплины. Управление проектами требует определенной самостоятельности от сотрудников, стремления принимать решения и действовать, когда это требуется. Если у сотрудника сильно присутствуют эти две компетенции вместе - управление проектами даже можно не оценивать.

Наиболее схожие компетенции

Семантически управление проектами больше всего похоже на Управление процессами, Управление изменениями и Формирование стратегий и концепций. Конечно, можно говорить что это некоторая параллель, которая идет за счет как раз очень большого совпадения в речи: везде фигурирует управление. Но это свойственно для компетенций, так как это характеристика личности, которая используется для качественного выполнения задач, то очень часто они завязаны на соответствующие направления. Это или управление чем-то/кем-то, развитие кого-то/себя, ориентация на что-то/кого-то, специфическая работа и разного рода коммуникации.

Однако, эти компетенции разные, так, схожесть могла бы быть, если бы Клиентоориентированность была бы названа Управлением клиентским опытом. Проекты - отвечают, как было описано выше, за умение оптимизироваться и активизироваться в кратчайшие сроки в рамках разовой задачи. Изменения - отвечают за работу с рисками, недовольством, внедрением и поддержанием нового. Процессы (они же системы) - альтернатива проектам - поддержание стабильности, удовлетворения всех и планомерное развитие. Формирование стратегий - умение видеть наперед, находить тренды, быстро реагировать и находить единомышленников.

Развитие компетенции

Чтобы развить управление проектами как компетенцию вы можете или пройти соответствующее обучение: сейчас много курсов в том числе онлайн на эту тему, или, взять какой-то самостоятельный проект на реализацию. Поставьте сами для себя большую цель: написать книгу, сделать настольную игру, разработать сайт. Все, что может принести выгоду, но будет направлено на ваши личные амбиции, при этом тяжелое в исполнении. А потом, раз в день по 10-15 минут занимайтесь именно этим проектом. Вы заметите, как начинаете обращать внимание на нюансы, реагировать на нестабильность и разбираться в том, что нужно проанализировать, прежде чем приступать к реализации.

Научные публикации о компетенции

  • Turner, J. R., & Müller, R. (2005). The project manager’s leadership style. International Journal of Project Management.
  • Williams, T. (1999). The need for new paradigms for complex projects. International Journal of Project Management.
  • Bourne, L. (2009). Stakeholder Relationship Management.
подберите свой инструмент для развития или оценки компетенции:
Made on
Tilda