Управление процессами (или управление системами) как и управление проектами не связано напрямую с наименованием должности. Процесс - формат взаимодействия внутри бизнеса по систематической реализации определенной задачи. Может показаться, что процессы - все, что окружает нас в рамках компании. Во-многом это действительно так. К процессам относится как и задача по мытью полов - так и обработка входящих обращений клиентов; планирование сетки вещания телеканала на месяц - и организация ежедневной отгрузки в порту; поставка продуктов по сформированному маршруту - и обучение детей в школе. Альтернатива процессу - проект, когда все заточено на результат в моменте. Процессы могут включать проекты и наоборот.
Может показаться, что, управление процессами должна быть самой распространенной и простой компетенцией. То же самое можно было бы сказать о компетенции Сензитивность, Анализ, или Речь. И, как и в иных вариантах, нам нужно понять, так ли это. Ответ кроется в названии: управление процессами и работа в рамках процесса - разные сущности. Управление процессом - возможность оказывать влияние на процесс, совершенствовать, развивать, передавать опыт существования и эффективной работы в процессе. Существовать в рамках проекта и не обладать управленческой компетенцией - вполне нормальное состояние.
При этом, если, например, взять один из самых “простых” процессов, которым всех пугали в детстве - подметание улиц и поставить туда человека с сильной компетенцией по управлению процессами - через месяц у вас будут самые чистые улицы за время, быстрее, чем подметался квартал. Управлять процессами можно без включения других людей в принципе и полностью самостоятельно, однако, включение других людей было бы не лишним для передачи опыта и масштабирования. Управление процессами - некоторая заточенность на эффективность, поиск возможностей по созданию стабильной рабочей единицы, выполняющей заданные рабочие задачи с ориентацией на повторяемость.