Креативность
создавание новых нестандартных идей и подходов, преобразовывание привычного в новое и поиск оригинальных решений, ориентированых на задачи или бизнес-цели

Каждая компетенция представляет собой определенный набор человеческих качеств, навыков и умений, которые на каждодневной основе применяют миллионы сотрудников. Компетенция креативность является такой же уникальной - как и любая другая, представляя собой некоторый набор сложных внутренних ориентиров, образов мышления и логики. Креативность не отвечает на вопрос “как работать эффективно”, не помогает углубить свое понимание в какой-то рабочей специфике, не говорит о том, как сотрудни подойдет к выполнению своих обязательств.

Креативность говорит о том, насколько человек способен к нестандартному мышлению, насколько сложно и неожиданно он может взглянуть на определенную тему. Вопрос в том, способен ли он увидеть новое видение привычного? Креативность помогает несистемному мышлению и формированию новых образов в привычном. Креативный настрой помогает сотрудникам находить выходы в нестандартных ситуациях и даже не имея точного понимания во всех нюансах процесса/продукта они все равно могут быть крайне полезными.

Конечно, само по себе “нестандартное мышление” не есть креативность. Креативность также отвечает за то, чтобы эти самые нестандартные идеи были бы бизнес-ориентированы, реалистичны, интересны и новы. Сама по себе идея без соотнесения с возможностями, реальностью, будет не так ценна, как может, если подойти к ней с нужного угла. Отсутствие креативности не означает ограниченность или узколобость. Вы можете быть узкопрофильным специалистом, или знать большое количество вариативных способов решать определенную задачу. Вы можете не производить новое, умело используя те материалы, которые у вас уже есть.
Закажите разработку модели компетенций прямо сейчас
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности

Максимальные пересечения

Конечно, анализируя компетенцию креативность, нельзя не отметить большой уровень пересечения с компетенцией Творческих способностей. Креативность создает образы и подходы, в то время как творческие способности помогают их реализовывать. Ни та - ни другая компетенция не ограничена контекстом художественных образов, или музейных экспонатов. Обе они могут обладать чистой ориентацией на бизнес-результаты и видеть перед собой задачу на дизайн, маркетинг, или, оформление клиентских витрин.

Нужно понимать, что, само по себе, наличие креативности не решает вопрос с реализацией определенных идей, однако, говорит об их наличествовании. Можно быть автором большого количества идей, но не запускать их в реализацию, поэтому, полезным пересечением компетенций будет добавление компетенции Проактивность. такое добавление будет ситуативно-правильным решением, мы описывали, что сама по себе проактивность не всегда нужна, но, нанимая сотрудника на определенную позицию, предполагающую большое количество новых и нестандартных идей, вопрос того, что эти идеи должны предлагаться - важно учесть.

Минимальные пересечения

Довольно известный факт: креативным людям проще работать одним. Работа в команде как компетенция может встречаться только в моделях, когда работа очень сильно связана с креативом и тогда креативности будет в подавляющем объеме, в то время как работа в команде будет представлена минимально. В общем и целом это больше единоличная компетенция, не завязанная на группу. Это полезно поощрением креативности. В командах идеи получаются более надежными, так как на один и тот же вопрос смотрят сотрудники с разными взглядами, а в работе остается только точка пересечения. Оригинальные идеи фиксируются без компетенции Работа в команде.

Также, про креативность можно заметить, что она является далеко не самой структурированной компетенцией и многие вопросы в ней решаются интуитивно, хаотично и непрописанно. С таким подходом, конечно же, компетенция Навык формализованного письма будет проседать и теряться. Для того, чтобы в последующих моментах как-то оцифровать нововведения, или более подробно описать предлагаемые идеи, компетенция может понадобиться, но далеко не в ведущем объеме.

Наиболее схожие компетенции

Креативность, обладая своей исключительностью, все равно имеет некоторые компетенции, которые могут восприниматься синонимично. Главным образом “похожими” могут показаться компетенции Творческие способности и Информационная гибкость. Творческие способности, как уже описывалось выше, связаны с процессом реализации: умение создавать образы, их оформлять. Креативность в этом плане может быть в формате идеи, тезиса, вектора работы. Творческие способности, в свою очередь могут не включать креативность. Например, в случае необходимости строго следовать установленному ТЗ.

Информационная гибкость отвечает за информационные потоки, за то, чтобы обрабатывать новые источники данных. Новые - как для самого сотрудника - так и для бизнеса/сферы. Креативность не строится на том, чтобы реагировать на изменения, и не учитывает обстоятельства, в рамках которых действует. Процессы могут не меняться годами и тогда, когда начинает включаться креативность, происходят качественные изменения. С этими изменениями и идеями начинают работать другие компетенции.

Развитие компетенции

Чтобы развивать креативность может подойти вариант упражнения, в котором вам будет необходимо находить новые способы использования каким-то знакомым элементам быта. Одно из классических упражнений в психологии: нарисовать бесконечное количество кругов, которые нужно преобразовать в различные смыслы. Если повторять данное упражнение - вы быстро иссякните. Поэтому, возьмите любой предмет, который у вас есть и находите максимальное количество (даже абсурдных) способов ее использовать. Ведите статистику и следите, как меняется ваш уровень креативности.

Научные публикации о компетенции

  • Sternberg, R. J. & Lubart, T. I. (1999). The concept of creativity: Prospects and paradigms. American Psychologist.
  • Guilford, J. P. (1950). Creativity. American Psychologist.
  • Amabile, T. M. (1983; 1996). The social psychology of creativity. Harvard Business School.
подберите свой инструмент для развития или оценки компетенции:
Made on
Tilda